Сарду, Мишель


Один из самых популярных артистов Франции. Шимен Бади сделала кавер-версию его песни «Я родом с Юга» (Je viens du Sud) для своего второго альбома.

Мишель Сарду открыл для себя Шимен Бади на концерте в пользу Ресторанов Сердца 2004-го года. «Я был незнаком с ней. Я услышал, как самолет пролетает прямо у меня над головой. Я обернулся: это была она». Несколько месяцев спустя, она спела дуэтом с ним «Мусульманок» на телепередаче. Переполненная эмоциями, с дрожащими коленями, Шимен испытывала еще большие неудобства из-за высоких каблуков. В рамках той же самой передачи она спела соло «Я родом с Юга», что навело её на мысль включить этот кавер в свой второй альбом.

Мишель Сарду долгое время был одним из самых «спорных» певцов Франции. Одни приветствовали смелость, с которой он занимал позицию, противоположную «политически правильной». Другие упрекали за пристрастие к Франции «глубинной», охотно открытой предрассудкам, погруженной в себя, эгоистичной. Что несомненно – это его непреходящая широкая популярность на протяжении более тридцати лет, период, в течение которого было продано более восьмидесяти миллионов его дисков. По итогам 2004 года он стал самым продаваемым французским певцом, опередив Франсиса Кабреля: доход от продажи его альбомов составил 3,7 миллионов евро.

Сын Фернана и Джеки Сарду появился на свет 26 января 1947 года в 27-м округе Парижа. Его семья принадлежала к старинной артистической династии. Его отец Фернан был актером театра и кино, его мать Джеки, бывшая танцовщица, - актрисой.
Первые годы жизни Мишеля прошли в маленькой деревушке в Мёзе. Больше всего времени он проводил с няней, так как его родители постоянно были в турне. Маленький мальчик, который пел, отвечая на уроке, вскоре был помещен в интернат в Жуи-ан-Жоза, недалеко от Парижа. В возрасте 16 лет, в сентябре 1963-го, Мишель сбежал из этого замкнутого мирка, и объявил своим родителям, что не желает продолжать учебу. Фернан Сарду устраивает его на работу «мальчиком на побегушках» в своем кабаре.
В 1965 Мишель женится на танцовщице Франсуазе Петтр. Немного спустя, он знакомится с Мишелем Фюганом, вместе с которым пишет свои первые песни. В то же самое время, благодаря прослушиванию в Barclay Records, он записывает свой первый диск, «Мадрас» (Le Madras, женский головной убор). Год 1966-й дарит ему знакомство с Жаком Рево, который становится не только его другом, но и его постоянным автором. Карьера певца, однако, прерывается на восемнадцать месяцев: он призван на военную службу.
Выполнив долг перед Родиной, Мишель Сарду возвращается в мир песни в 1967 году. Его песня «Штатовцы» (Les Ricains) становится сенсацией: она отдает должное союзным войскам, помогавшим освобождению Франции во время Второй мировой войны. В момент, когда молодежь протестует против войны во Вьетнаме – и генерал Де Голль тоже – такая позиция выходит за общепринятые рамки. Песня запрещена к трансляции, и «Барклай» совершает ошибку, несколько поторопившись расторгнуть контракт с Сарду.
На заре семидесятых Жак Рево и Режи Талар учреждают собственный лейбл «Трема» (Tréma), под которым отныне выходят диски Мишеля Сарду. Успех постепенно начинает приходить к певцу. «Народные гулянья» (Les Bals populaires) и «Я живу во Франции» (J’habite en France) создают ему имидж певца «по старинке», тексты его песен идут вразрез с идеями «мая 1968-го»*, которые еще привлекают тех, кого президент Валери Гискар д’Эстен назвал «молчаливым большинством».
С 1971 года Мишель Сарду становится звездой уровня «Олимпии». Его «Любовная болезнь» (La maladie d’amour), вышедшая в 1973 году, в течение 10 недель занимает верхние строки хит-парадов. Если эта песня – сама нежность и чувствительность, то некоторые другие – заставляют вставать дыбом волосы «интеллигентного общества», видящего в них шовинизм и крайнюю вульгарность. Например, «Смех сержанта» (Le rire du sergent).
Мишель Сарду без обиняков выражает свои политические предпочтения: правая сторона шахматной доски. Не слишком удобная позиция в период следования спорным веяниям эпохи шестидесятых. Но интеллигенция упрекает его в исполнении песен с демагогическими текстами. Песня «Я – за» (Je suis pour), которая появляется в 1976-м, говорит об одобрении певцом смертной казни и вызывает жесткую полемику, что сильно отражается на его турне.
В течение восьмидесятых годов Мишель Сарду, кажется, «остепенился» - судя по таким песням, как «Озёра Коннемара» (Les Lacs du Connemara). И тут же он снова напоминает о себе как о «спорном» артисте песнями «Владимир Ильич» (Vladimir Illitch), осуждающей коммунистический режим, и «Две школы» (Les deux écoles), восхваляющей частную школу. Постоянно создающий противоречивое мнение о себе, певец может утешаться тем, что его популярность у французской публики остается огромной. Параллельно с певческой карьерой, Сарду снимается в кино и принимает участие в ралли Париж-Даккар.
Песня «Мусульманки» (Musulmanes) выходит в 1986 г. Она рассказывает о женщинах, «укрытых тканью, чтобы никто не мог их видеть», и сразу обретает оглушительный успех. С 1989 года Сарду участвует в концертах Les Enfoirés, учрежденных Колюшем в пользу Ресторанов Сердца. С началом публичных выступлений его имидж скандалиста стремительно рассеивается, в то время как мягкая сторона его натуры, напротив, проявляется все заметней.
В девяностые годы, когда его концерты собирают толпы людей – он легко делает аншлаг во Дворце Спорта в Берси – Мишель Сарду сокращает свою музыкальную деятельность, чтобы посвятить себя театру. В сентябре 1996 г. состоялась его актерская премьера в пьесе «Пустяк» (Bagatelle). Его устойчивая популярность как певца отмечена премией Музыкальных Побед, которую он получает в феврале 1999 г. за 573 900 зрителей, пришедших на его концерты в Париже и в провинции.
В 2000 году Сарду выпускает альбом «Француз» (Francais), название которого, кажется, в очередной раз наводит на мысль о противоречиях. Однако певец заверяет, что у него больше нет желания провоцировать. Он чередует занятия тремя своими любимыми профессиями: музыка, кино, театр.
Мишель Сарду делает очередное сенсационное заявление в 2004-м: о том, что он меняет звукозаписывающую компанию и переходит под лейбл AZ, тот самый, у которого контракт с Шимен Бади. Его диск занимает первые места в хит-парадах, и последовавшее за его выходом турне проходит, как обычно, при полном аншлаге.

1 мая 2004 года канал France 2 решает сделать программу, посвященную творчеству одного из самых популярных исполнителей страны. Мишель Сарду, который познакомился с Шимен Бади несколькими месяцами раньше, приглашает её спеть вместе «Мусульманок» на этой посвященной ему передаче. Несмотря на нервную дрожь от переполняющих певицу эмоций, она с радостью поёт с ним. Вскоре после этого, Шимен даёт вторую жизнь его песне «Я родом с Юга», сделав из неё настоящий хит (см.главу «Я родом с Юга/Je viens du Sud).
Еще до того, как Шимен впервые выступает в «Олимпии» в феврале 2005 года, Сарду даёт ей совет: «Необходимо, чтобы ты была довольна ВСЕМИ песнями, которые ты исполняешь. Если хоть одна из них нагоняет на тебя тоску, немедленно выкидывай её из своего трек-листа».

*Майские события 1968, или просто Май 1968 фр. le Mai 1968 — социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку. Привёл в конечном счёте к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе – Wikipedia).