«Скажи, что ты меня любишь» (Dis-moi que tu m’aimes)


Второй альбом Шимен Бади, вышедший 11 октября 2004 г.

Трек-лист:

Je ne sais pas son nom (Я не знаю его имени)
Le mot Fin (Слово «Конец»)
Je ne cherche pas (Я не ищу)
Je viens du Sud (Я родом с Юга)
On a les amours qu’on mérite (Мы имеем ту любовь, которую заслужили)
Je sais (Я умею)
Pardonner (Простить)
Dis-moi que tu m’aimes (Скажи, что ты меня любишь)
Retomber amoureux (Снова влюбиться)
Le Jour d’après (Послезавтра)
Tout contre toi (Рядом с тобой)
J’ai tout oublié (Я всё забыла)
Je n’attends rien de lui (Я ничего не жду от него)
Comme un appel (Как призыв)
J’aurais préféré (Я бы предпочла)

«Тогда я была беззаботным подростком, а сейчас я просто трусиха. Я боюсь думать, какой приём ожидает этот второй альбом, и в день выхода, наверно, скажусь больной и останусь дома». По этому признанию, сделанному Шимен незадолго до выхода «Скажи, что ты меня любишь», виден её настрой: нелегко продолжать и выпустить новый альбом после того, как первый был номером один в продажах и разошелся тиражом в 800 000 экземпляров.
Готовя этот второй опус, Шимен решила несколько разнообразить свой репертуар и не петь одни только баллады. Она хотела также поэкспериментировать, прежде всего, в вокальном плане.
Писать песни для второго альбома Валери Зейтун и Шимен Бади пригласили именитых авторов: Рика Аллисона, Паскаля Обиспо, Марка Лавуана, Каложеро, Жана-Феликса Лаланна, а также Робера Гольдмана, брата Жана-Жака. Так же среди авторов, приглашенных к сотрудничеству в области написания песен, присутствовали члены «Атлетико Мьюзик». Эта компания звукозаписи объединяет поэтов-композиторов, пишущих «на всех фронтах» музыки варьете. В частности, их песни входят в репертуар Наташи Сан Пьер, Дженифер, Патрисии Каас… Среди приглашенных для работы с Шимен фигурируют те, кого называют «командой Обиспо»: Патрис Гирао, Лионель Флоранс, Элоди Эсмэ… Валери Зейтун также настоял на знакомстве певицы с Жаном Полем Дрео, автором «Coup de soleil» Ришара Коччьянте и других композиций, записанных Мишелем Польнареффом и Джонни Халлидэем.
Несмотря на то, что Зейтун, как обычно, вмешивался в творческий процесс, Шимен признается, что она была совершенно свободна в работе, и ничего ей не было напрямую запрещено. «Все протекало в обстановке диалога, мы вместе отбирали песни, которые мне подходили».
По мере того, как были написаны новые песни, в течение полугода Шимен и окружавшая её команда сделали их макеты, и по мере того как всё чётче вырисовывался новый альбом, певице становилось всё страшнее. «Решительно всё изменилось со времен первого альбома, сделанного в спешке».
Когда было отобрано двадцать песен, начался процесс записи. Он протекал частично в Монреале, частично в Лос Анжелесе, но большей частью в Париже, где сеансы продлились полтора месяца. Как и во время работы над предыдущим альбомом, Рик Аллисон непосредственно участвовал в процессе. «Мы хорошо друг друга знали и оба были перфекционистами» - комментирует Шимен, объясняя, что если бы они были наедине при записи альбома, работа над ним растянулась бы на гораздо больший срок. В действительности же она провела не более десяти дней в Монреале.
Двое других прославленных специалиста приложили свою руку к процессу записи. Звукорежиссер Мишель Амселлем руководил парижскими сеансами. «Он дал моему альбому глубокую музыкальность», отмечает Шимен. Параллельно с тем, как он помогал певице записать большую часть композиций для нового альбома, Амселлем работал над постановкой спектакля «Гладиатор» (в соавторстве с Максимом Лё Форестье), премьера которого была намечена на октябрь 2004 года во Дворце Спорта в Париже.
Другим специалистом, которому Валери Зейтун пожелал доверить работать Шимен, был ни кто иной, как Ги Рош, который до этого работал с такими артистами, как Уитни Хьюстон, Кристина Агилера, Бритни Спирс и Селин Дион. Певице было от чего прийти в замешательство: «Я представления не имела, чем могла бы удивить человека, который работал с Уитни Хьюстон».
Ги Рош управлял сеансами записи в Бёрбэн (Калифорния), где Шимен пребывала две недели. К счастью, Рош оказался общительным и приветливым. «Я продвигалась вперед, почти не отдавая себе в том отчета. Мы работали в атмосфере веселья, много смеялись, и было так приятно, что звукорежиссер такой величины оказался таким простым и открытым человеком».
В целом звучание этого второго альбома чуть более «американское», по сравнению с первым, тут и там наблюдаются легкие нюансы, свойственные соулу. Шимен лично очень любит этот музыкальный стиль: она с детства слышала его в своем доме, её отец большой любитель соула. На уровне текстов, сохраняется тот же самый «сумрачный», грустный стиль. «Песни рассказывают истории о непростых любовных отношениях», говорит певица.
В вокальном плане Шимен поднялась, обрела зрелость, четче обрисовалась её индивидуальность. Она признается, что частично обязана своим прогрессом вкладу Ги Роша, который заставил её осознать все возможности её вокала, сделать то, на что, как певице казалось, она неспособна. «Он научил меня множеству вещей о моем голосе, возможностей которого я совсем не знала. Он научил меня правильно использовать его. На первом альбоме я пела спонтанно, не отдавая себе отчета в том, что я делала. В работе над этим он привел меня к тому, чтобы мало-помалу превзойти саму себя».
Ги Рош, в частности, помог ей развить тембр её голоса, проработать высокие ноты, особенно в тех частях песен, где требовалось «нежное» звучание, где необходима была чувственность. Валери Зейтун рассказывал потом: «Когда она вернулась в Париж, она уже пела по-другому. Раньше она умела использовать часть своего диапазона, но она еще не всё в себе открыла». Благодаря сеансам записи в Бёрбэне Шимен открыла также ещё одну грань своей личности, которую до этого времени не замечала, и призналась, что полюбила всё это, так как уважает трудности, помогающие преодолевать себя. Запись одного только её голоса заняла целый месяц.
«Много работы, но так же и много счастья» - резюмирует Шимен, вспоминая этот период работы над альбомом. Певица была чрезвычайно увлечена созданием второго альбома, страстно желая научиться новому, особенно в техническом плане. Она выкраивала время, чтобы присутствовать на записи звука музыкантами и сама выбирала гитаристов-солистов и некоторые аранжировки.
Двадцать композиций было записано, и только четырнадцать из них было отобрано для альбома, не считая «Послезавтра» (Le Jour d’après), которая была записана много ранее для оригинального французского саундтрека к одноименному фильму. Из шести отвергнутых песен пять принадлежало перу Рика Аллисона, шестая же была авторства Каложеро, её певица решила включить в свою концертную программу.

«Я не знаю его имени» (Je ne sais pas son nom) – песня, слова и музыку которой написал Жан-Поль Дрео. Она была избрана для издания первым синглом с альбома. Тема лично затрагивает Шимен (см. главу «Я не знаю его имени/Je ne sais pas son nom»).
«Слово «Конец»» (Le mot Fin) – еще одно творение Дрео, изначально рассматривавшаяся Валери Зейтуном как потенциальный сингл. Речь идет о классической медленной балладе с доминирующими скрипками и женским хором, в которой у Шимен есть возможность полностью «развернуться» в вокальном плане. Эта композиция не испортила бы репертуар даже признанных звезд, вроде Лары Фабиан или Селин Дион.
«Я не ищу» (Je ne cherche pas) написана Давидом Гатеньо (экс «David & Jonathan») из «Атлетико Мьюзик», это песня с легко запоминающимся припевом. «Я не знаю, когда была создана эта вещь, сомневаюсь, что её написали специально для меня. Но я полностью отождествляю себя с ней и, наверно, это идет на пользу исполнению» - комментирует Шимен.
«Я родом с Юга» (Je viens du Sud) – кавер-версия песни Мишеля Сарду, второй сингл с альбома (см.главу «Я родом с Юга/Je viens du Sud»).
«Мы имеем ту любовь, которую заслужили»(On a les amours qu’on mérite) – еще одна песня из каталога «Атлетико Мьюзик», написанная Патрисом Гирао в соавторстве с Джиоаччино, братом Каложеро. Как и «Я не ищу», эта песня не была написана специально для Шимен. Философия, отраженная в тексте этой композиция, полностью согласуется с жизненной позицией певицы: она уверена, что основное жизненное правило – каждый получает то, чего заслуживает. «Чтобы получить то, чего мы желаем, нужно бороться». Человек верующий, Шимен поддерживает идею, что сама жизнь даёт каждому отдельному человеку именно то, на что он имеет право, и в любви происходит всё то же самое. «Это дано нам свыше, сваливается на нас как снег на голову. Плохое или хорошее, - если это даётся нам свыше, значит, мы это заслужили».
«Я умею» (Je sais) – произведение Рика Аллисона, текст которого был написан Зое Жильбер, верной соратницей Шимен. В нем особенно выделяются некоторые строки: «Я умею надеяться на невинных», «Я умею дать пощечину нашему высокомерию», «Но почему я не умею лечить раны мира, который превращается в пустыню?», «Почему я чувствую себя потерянной, как ребенок на улице»… Стихи, которые звучат так естественно именно из уст Шимен. «Зое обладает редкостным умениям понять мою натуру и обратить это знание на пользу окружающим» - говорит о Жильбер певица.
«Простить» (Pardonner) – еще одна композиция Рика Аллисона, на слова Дидье Големана (вместе они написали несколько песен для Джонни Халлидэя). Мы имеем дело с классической балладой, отличающейся разве что некоторыми странными строками, такими, как «Принять одну только печаль, не имеет смысла без моряка».

«Я хочу, чтобы меня находили красивой,
Чтобы видели свое отражение в моей белоснежной улыбке,
Быть топ-моделью,
С которой меня роднит только душевная неустойчивость»

Эти слова, которыми начинается песня «Скажи, что ты меня любишь» (Dis-moi que tu m’aimes), кажется, были написаны персонально Шимен, чтобы лучше передать те чувства, которые она испытывала время от времени по отношению к собственной, не «модельной», внешности. Между тем, авторство текста принадлежит певице Ларе Фабиан, она написала слова на музыку гитариста Жана-Феликса Лаланна. Во время ужина у Валери Зейтуна Шимен открыла для себя эту песню, в живом исполнении: Жан-Феликс сыграл её на гитаре, а Лара исполнила.
Во время голосовых проб оба автора присутствовали в студии, чтобы определить наиболее адекватную, на их взгляд, тональность исполнения. В бэк-вокале некоторые, как им кажется, признают голос Лары Фабиан; в действительности же «второй голос» записала сама Шимен. Она признается, что особенно ценит эту песню: через неё певица обращается к своей публике, которая выказывает ей столько любви. «Они дают мне силы, чтобы идти вперед». Шимен объясняет также, что некоторое время тому назад испытывала те же чувства, что и героиня песни. «Я счастлива исполнять её для других девушек, которые переживают то же самое, что и я когда-то». Из всех песен, представленных в альбоме, «Скажи, что ты меня любишь» предстает как одна из самых «личностных»; кажется, что именно поэтому она была выбрана как название всего альбома. Между тем, назвать альбом так было решением Валери Зейтуна. Шимен признается, что сама она предпочла бы, чтобы альбом назывался «Я не знаю его имени» (Je ne sais pas son nom). Она пошла на эту уступку из уважения к Валери Зейтуну, который так много сделал для его создания.
«Снова влюбиться»(Retomber amoureux) – композиция Марка Лавуана, одна из редких в репертуаре Шимен «легких» песен, выбивающаяся из общего темпа альбома. Песня вышла синглом 23 мая 2005 г. (см.главу «Снова влюбиться/Retomber amoureux»).
«Послезавтра» (Le Jour d’après) принадлежит к оригинальному саундтреку одноименного фильма и была издана синглом ещё до выхода альбома, летом 2004 г. (см.главу «Послезавтра/Le Jour d’après»).
«Рядом с тобой» (Tout contre toi) - одна из собственных композиций Ги Роша, в оригинале носящая название «Дай мне время» (Give me time), адаптированная им для Шимен. Эта песня была написана им в соавторстве с кантри-певицей Стефани Бентли, таким образом, Шимен могла прослушать уже готовый макет. Текст был переделан в первый раз. Шимен уехала записывать эту песню в Лос Анжелес, под руководством Ги Роша. С самого начала всё пошло не так: текст не звучал так, как было нужно. В последний момент слова пришлось полностью переписывать: как окончательный вариант, был выбран текст, написанный Жаном Този.
«Я всё забыла»(J’ai tout oublié) – композиция, музыка к которой написана Риком Аллисоном, слова – Зое Жильбер. Особое внимание в этой песне привлекает припев: певица проявляет в нем самые примечательные достоинства своего вокала.
«Я ничего не жду от него»(Je n’attends rien de lui) – эта песня, написанная Риком Аллисоном и Дидье Големана, сильно схожа с теми композициями, которые канадский автор писал для Лары Фабиан.
«Как призыв» (Comme un appel) – ещё одна вещь авторства Рика Аллисона, текст к которой написал Фредерик Барон, брат Зази, который уже приложил руку к написанию «В ожидании» (En attendant) для первого альбома. Общее впечатление, появляющееся при прослушивании этой песни – что она напоминает некоторые вещи из репертуара Мишеля Сарду.
«Я бы предпочла» (J’aurais préféré) – вторая композиция Робера Гольдмана на диске, с текстом Лионеля Флоранса. Она рассказывает историю девушки, которая предпочла бы, чтобы её лучший друг стал её любовником. Шимен признается, что такой текст идет вразрез с её личными убеждениями. В любом случае, она добилась того, чтобы исполнять эту песню на высшем уровне: как она объясняет, посыл, который содержит песня, из тех, что затрагивают душу. Более того, она предпочитает «оставить её на будущее». «Мы ни от чего не застрахованы. Однажды я, может быть, увидела бы ситуацию так же, как героиня песни».

Фотографии в книжечке диска отражают зрелую женщину, улыбчивую, в целом более легко смотрящую на жизнь, чем девушка с первого альбома. В том, что касается её нового лица, Бади полагает, что действительно стала выглядеть старше, даже несколько более «помято», и, как следствие, больше не кажется подростком. «Зато ближе ко мне подлинной», подчеркивает она, тем не менее.
С момента выхода альбом немедленно становится хитом продаж. Удивленная и польщенная таким его приемом у публики, Шимен в особенности оценила то, что ей показалось главной победой в жизни. В одном из чатов в Интернете она сказала: «Это так странно, видеть себя впереди, над великими личностями, вроде Селин Дион. С одной стороны, это для меня большое облегчение, видеть, что публика меня признала; с другой стороны, на меня упала ещё более тяжелая ответственность, теперь я просто обязана оставаться на высоте».
Альбом «Скажи, что ты меня любишь» оставался на первых позициях в списке самых продаваемых в течение многих месяцев. Дважды он занимал в этом списке первое место: через три месяца после выхода, и по истечению пятого месяца, когда этому способствовали концерты Шимен в «Олимпии» и начало турне по Франции. Он был распродан тиражом в 700 000 экземпляров.