Азнавур, Шарль


Всемирно известный французский певец.
«Я не знал, кто она такая, я не знал, что такого она сделала, я не знал, откуда она вообще взялась» - так выразился Азнавур о Шимен Бади после знакомства с ней в октябре 2003 г., упоминая момент, когда он её увидел в телестудии на передаче, посвященной Эдит Пиаф.
«Я никогда не слышал о ней, я не знал её имени. Но бывают в жизни такие моменты, когда бываешь приятно удивлен таким голосом, такой личностью, таким исполнением» - добавляет автор «Богемы». Весомый комплимент, учитывая, что он исходит от человека такой величины, как Шарль Азнавур. Известно, что в декабре 1999 г. по результатам опроса CSA (Le Conseil supérieur de l'audiovisuel – Высший Совет по телевидению и радиовещанию Франции), проведенного среди французского населения, он был включен в число лучших певцов века, набрав 25% голосов опрошенных, уступив первое место «Битлз» (28 %) и Джонни Халлидэю (26%) и опередив Шарля Трэнэ (21%) и Элвиса Пресли (19%).

Шарль Азнавур, настоящее имя которого – Варнаг Азнавурян, родился 22 мая 1924 года в Париже. Его родители, армяне по национальности, бежали из страны во время турецкого геноцида и временно обосновались во Франции, ожидая получения американской визы для переезда в США. Получение визы затягивалось, и семья понемногу привыкла к парижской атмосфере, так что спустя какое-то время осталась там насовсем. Отец, Миша, и мать, Кнар, открыли армянский ресторан, в котором посетители могли развлекаться так же театральными и музыкальными представлениями. Миша, обладатель хорошего баритона, сам поёт народные песни, отражающие тоску по покинутой родине, для таких же изгнанников-соотечественников. Таким образом, маленький Шарль с раннего детства окунулся в атмосферу искусства. Он проявляет интерес к театру, и в возрасте 9 лет начинает заниматься в Театральной школе. Он обрел мечту – стать актером. Шарлю даже удается получать небольшие роли в театре и в кино.
Когда в 1939 г. Вторая мировая война настигает Францию, Миша добровольно уходит на фронт. Будучи обязан поддержать семью, Шарль вынужден пойти работать. В 1941 г. он знакомится с молодым автором-композитором Пьером Рошем, с которым они организуют дуэт. Теперь они вдвоем выступают в парижских кабаре и барах.
Удача улыбнулась Шарлю Азнавуру в 1946 г., когда он знакомится с Эдит Пиаф и Шарлем Трэнэ. Пиаф, уже очень известная певица, открывает дуэту Азнавур-Рош двери в Америку: в конце сороковых годов они уезжают туда на гастроли. В Монреале несколько месяцев их имена не сходят с афиш. Пьер Рош в конце концов обосновывается в Соединенных Штатах, встретив там свою «вторую половинку». Шарль Азнавур один возвращается во Францию в 1952-м.
Если начало сольной певческой карьеры Шарля Азнавура было нелегким, то его композиторский талант, напротив, очень скоро получил признание. Песни, написанные этим манерным и сентиментальным человеком маленького роста, записывали такие артисты, как Паташу, Эдди Константин, Мистингетт. Песня «Я ненавижу воскресенья» (“Je hais les dimanches”) в исполнении Жюльетт Греко получает приз SACEM (La Société des auteurs, compositeurs et éditeurs de musique – Сообщество авторов, композиторов и музыкальных редакторов). Для Эдит Пиаф он делает французскую адаптацию «Иезавель» (“Jézebel”), ставшую главным хитом в дискографии певицы.
Начиная с 1954 г., благодаря своему упорному характеру, Шарль Азнавур начинает приобретать популярность как певец. Его репертуар состоит уже более чем из тридцати композиций, что позволяет ему давать концерты в «Альгамбре» и «Олимпии». Несмотря на то, что критики его не щадят, такие песни, как «О моей жизни» (“Sur ma vie”) импонируют публике. Параллельно, он ведет бурную личную жизнь.
1957 год становится переломным для Азнавура, который, после многочисленных концертов, на которых его имя стоит во главе афиши, наконец признан одним из великих мастеров французской песни. Параллельно развивается его кинематографическая карьера. Он снимается в «Волокитах» (“Les Draguers”, 1959) Жана-Пьера Моски и в «Головой об стену» (“La Tête contre les murs”, 1959) Жоржа Франжю. За роль в последнем он получает приз «лучшая мужская роль». В 1960 Франсуа Трюффо предлагает ему роль в «Стреляйте в пианиста» (“Tirez sur le pianiste »). Так как фильм получил заслуженный успех в Соединенных Штатах, Азнавур был приглашен петь в Карнеги-холл, престижнейший концертный зал Нью-Йорка. Этот концерт ознаменовал собой начало международной карьеры, которая приведет его во многие страны мира и позволит продать миллионы дисков. Во Франции его песня «Мама» (“La Mamma”) становится одной из самых популярных песен в 1964 году. Факт, заслуживающий внимания, если учесть, что певцу уже исполнилось сорок, а бешеной популярностью у молодежи пользовались в ту пору более молодые артисты, исполнявшие музыку «yéyé» - новое музыкальное течение, смесь американских рока и твиста.
Когда Азнавур выступает в «Олимпии» в 1965 г., его «шоу одного человека» растягивается на двенадцать недель! В конце этого же года, после съемок в фильме «Париж в августе» (“Paris au mois d’août”) Пьера Гранье-Дёфёрр, он записывает великий хит «Богема» (“La Bohème”). Успех сопровождает Азнавура на протяжении всех шестидесятых годов, не обойдя стороной и личную жизнь: в 1968 г. он женится на шведке Улле Торселл в Лас Вегасе.
В начале семидесятых Шарль Азнавур пишет мемуары и предпринимает турне по миру. Его репертуар пополняется песнями на социальную тему, такими, как «Как они говорят» (“Comme ils disent”). В 1972 песня «Старомодные удовольствия» (“Les Plaisirs Démodés”) становится международным хитом и перепевается Фредом Астэром. Азнавуру удается даже завоевать признание у британской публики, с песней «Она» (“She”) в 1974-м. Его кинематографическая карьера также идет в гору, фильм «Барабан» (“Le Tambour”) Уолкера Шлоендорффа с его участием получает Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале.
В следующем десятилетии Азнавур продолжает работать как во Франции, так и за рубежом. Особо следует отметить концерт во Дворце Конгрессов, который он дал в 1988 г. в помощь жертвам землетрясения в Армении. В следующем году он участвует в записи сингла и клипа «Тебе, Армения» (“Pour toi, Armenie”) Анри Вёрнёя, также этнического армянина. В записи участвовали девяносто певцов, сингл разошелся миллионом экземпляров.
Выход первого полного собрания песен Шарля Азнавура (тысяча песен) был намечен на 1994 г., когда он подписал контракт с EMI. В конечном итоге, комплект из 30 CD поступил в музыкальные магазины в 1996 г., а октябрьский номер журнала “Billboard” посвящает ему первую страницу, невероятное событие в случае, когда речь о французском певце. В 1997 г., во время очередной церемонии вручения призов «Музыкальные победы», президент Республики Жак Ширак присваивает ему звание офицера Почетного легиона.
Азнавур продолжает выступать в Нью-Йорке, Лос Анжелесе и Москве. Тем не менее, из-за здоровья, он объявляет, что концерты в конце 2000 года станут последними. Однако все-таки возвращается на сцену в 2001-м, предприняв турне по Франции.
В октябре 2003, на посвященном Эдит Пиаф телешоу «Гимн Малышке» (“L’Hymne a la Môme”), представленном Мишелем Дрюке, Шимен Бади исполняет песню Шарля Азнавура «Иезавель» (“Jézebel”). Певец пребывает в полнейшем изумлении от такой интерпретации его шедевра. «Так странно услышать кого-то, от кого мурашки по спине бегут» - прокомментировал он. Азнавур сразу почувствовал нечто особенное во время исполнения «Иезавель», выразив свои впечатления следующим образом: «Черт побери, такая манера исполнения этой песни – нечто совершенно новое!» И так как он лично довольно близко был знаком с Пиаф, то был поражен еще больше.
Некоторое время спустя после выступления Шимен, Азнавур подошел к ней, чтобы сделать комплимент, и начал со слов «Ну и откуда Вы взялись?». Шимен, растерявшись в присутствии живой легенды, впадает в полнейшее замешательство.
Азнавур отпраздновал свое восьмидесятилетие на сцене Дворца Конгрессов, дав концерты 16-22 апреля 2004 г., и заодно отметив шестидесятилетие впечатляющей карьеры.